Какие налоги могут вырасти в России в ближайшие годы

Автор
Опубликовано: 3750 дней назад (8 июля 2014)
Блог: Блог Maxim
Редактировалось: 2 раза — последний 17 июля 2015
+2
Голосов: 2
Правительство, несмотря на обещание не повышать налоговую нагрузку до 2018 года, обсуждает целый ряд инициатив по повышению налогов. РБК насчитал семь ключевых предложений, о которых стало известно в последнее время. Их обилие эксперты связывают с резким ростом дефицита бюджетов в регионах и плохой экономической ситуацией. А главное — денег на поддержание социальных расходов взять больше неоткуда.

О некоторых предложениях, например введении налога с продаж в регионах, министр финансов Антон Силуанов объявил накануне прошедшего в минувший четверг заседания правительства. Другие были известны и раньше: например, рост налога на имущество из‑за перехода на его расчет по кадастровой стоимости.

О более долгосрочных планах Минфин пока не распространяется, но в понедельник «Ведомости» написали, что с 2019 года могут вырасти еще два налога: НДФЛ и НДС. Источники РБК в правительстве подтвердили, что такое предложение Минфина тоже обсуждается.

Малый бизнес уже с 2015 года могут ожидать сразу два удара. Согласно уже принятому закону, на него распространили налог на имущество: «упрощенка» и «вмененка» больше не освобождают от его уплаты. Минэкономразвития выступило с инициативой вернуть льготу, но не всем. Некоторые виды деятельности могут вообще исключить из перечня тех, кто имеет право платить налоги по упрощенной системе: торговлю, общепит и бытовые услуги.

«Я думаю, здесь оказали влияние крымские события, общеполитическая обстановка, тот факт, что у нас бюджет еле‑еле выживает, несмотря на высокие цены на нефть», — объясняет обилие инициатив член Экономической экспертной группы Александра Суслина. Она обращает внимание, что большинство предложений только обсуждается. «Это не то чтобы сейчас и не то чтобы точно повышают», — говорит она.

Финансово-экономический блок таким образом подчеркивает серьезность ситуации с нехваткой доходов и привлекает к обсуждению, с одной стороны, общественность, с другой — «другие части» правительства. «Не то чтобы пугают, но так — припугивают», — говорит эксперт.

«Я не считаю, что правительство ведет с экономическими агентами игру, как с малыми детьми: давайте всех попугаем, и все начнут вести себя хорошо», — возражает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. Самое простое объяснение — самое правильное, считает она: правительство ищет пути повысить налоги, потому что ищет дополнительные доходы.

Главная причина этого — растущие проблемы в региональных бюджетах. Причины их появления, напоминает эксперт, это рост соцобязательств, замедление экономического роста, а также изменения начисления налога на прибыль, связанные с появлением консолидированных групп налогоплательщиков. Разумным решением, полагает Цепляева, было бы повышение двух федеральных налогов: НДС, который мог бы стать 20‑процентным, и налога на прибыль.

Последний был понижен в кризис с 24 до 20%. «Когда‑то его надо вернуть», — говорит Цепляева. Инициативы Минфина, по ее словам, либо «небыстрые», такие как повышение НДФЛ, либо непопулярные, как введение налога с продаж без отмены НДС, «только ленивый не критикует».

Страховые взносы в Фонд обязательного медстрахования (ФОМС)

Как все устроено: работодатель отчисляет 5,1% в ФОМС от зарплат сотрудников, не превышающих 624 тыс. руб. в год (52 тыс. руб. в месяц). Это часть единого страхового взноса (30% с тех же зарплат), остальное идет в Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования. С зарплат свыше 624 тыс. руб. в год отчисления в ФОМС сегодня не взимаются, страховой взнос взимается по ставке 10% и полностью направляется в Пенсионный фонд.

Что предлагается: Минфин предлагает отчислять 5,1% в ФОМС с любых зарплат. Таким образом, нагрузка на работодателей, имеющих в штате только низкооплачиваемых работников, не вырастет. Остальные будут платить не 10%, а 15,1% с зарплат свыше 52 тыс. руб. в месяц. Это увеличит поступления в ФОМС примерно на 200 млрд руб., заявил министр финансов Антон Силуанов.

Срок: неизвестно.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Как все устроено: основная ставка этого прямого налога в России 13%, столько работодатель отчисляет со всех зарплат сотрудников. Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам: 35% — для выигрышей и призов в конкурсах свыше 4000 руб.; 15% — для нерезидентов в отношении дивидендов от участия в российских компаниях и т. д. Некоторые виды доходов в России не облагаются НДФЛ, такие как пенсия, пособия, стипендии и др.

Что предлагается: повысить основную ставку НДФЛ с 13 до 15% после окончания текущего выборного цикла, такое предложение Минфина обсуждается сейчас в правительстве, подтвердили РБК чиновники, участвующие в дискуссии о налоговой политике. Минфин отказался от официальных комментариев по этому вопросу.

Срок: с 2019 года.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Как все устроено: налог, с помощью которого в бюджет изымается часть добавленной стоимости товара, работы или услуги на всех стадиях процесса производства товаров и услуг. Конечный потребитель уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее, так как налог уплачивает участник каждой стадии производства. И каждый такой участник имеет право на зачет разницы налога, уплаченного при покупке и продаже товара, поэтому он называется косвенным. Основная ставка НДС — 18%, для части товаров действует льготная ставка — 10%, экспортируемые товары НДС не облагаются.

Что предлагается: повысить основную ставку НДС с 18 до 20%, такая инициатива Минфина обсуждается в правительстве вместе с предложением повысить НДФЛ, сообщают источники РБК. Минфин официально не комментирует эту инициативу.

Срок: с 2019 года.

Региональный налог с продаж

Как все устроено: налог с продаж сегодня в России отсутствует. Этот налог на потребление, по мнению большинства экспертов, дублирует действующий НДС. Разница — в способе начисления. В отличие от НДС налог с продаж взимается со всей добавленной стоимости сразу при реализации товара или услуги конечному потребителю.

Что предлагается: ввести налог с продаж в регионах на усмотрение губернаторов со ставкой 3% (по словам министра финансов Антона Силуанова) или 5% (по словам замминистра экономического развития Андрея Клепача). Налог с продаж должен стать главным инструментом решения проблемы дефицита региональных бюджетов. По расчетам Минфина, эта мера в 2015—2017 годах даст регионам дополнительные доходы в размере 194,8 млрд, 210,7 млрд и 230 млрд руб. соответственно, сообщает ИТАР-ТАСС.

Срок: с 2015 года.

Федеральные льготы по «региональным» налогам

Как все устроено: в настоящее время в России на федеральном уровне действует ряд льгот, касающихся налогов, зачисляемых в региональные бюджеты.

Что предлагается: Минфин в «Основных направлениях налоговой политики на 2015—2017 годы» предлагает окончательно отказаться от установления новых льгот по региональным и местным властям. Существующие льготы предлагается отменить либо позволить местным властям самим решать их судьбу. По этому пути министерство идет и с налогом на имущество. Весной этого года принят закон, согласно которому малый бизнес, использующий упрощенную и вмененную системы налогообложения, уже не будет иметь право на безусловное освобождение от уплаты налога на имущество. Право освобождать от этого налога или вводить льготы по его ставке предоставлено регионам.

Срок: 2015–2017 годы.

Упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Как все устроено: малый бизнес и индивидуальные предприниматели переходят на упрощенную систему налогообложения добровольно. Эта система освобождает их от уплаты налога на прибыль, имущество и НДС. Ставка налога на «упрощенке» — 6% для доходов и 15% — для доходов, уменьшенных на величину расходов. «Вмененка» позволяет ИП и небольшим организациям, занимающимся отдельными видами деятельности, платить налог не с фактически полученного, а предполагаемого, вмененного дохода.

Что предлагается: Минэкономразвития предлагает сократить перечень видов деятельности, при которых возможны «упрощенка» и «вмененка», исключив из списка «льготников» общественное питание, торговлю и бытовые услуги. Для остальных видов деятельности за счет такой меры возможно возвращение права не платить налог на имущество.

Срок: с 2015 года.

Налог на имущество

Как все устроено: в большинстве регионов России налог на имущество рассчитывается исходя из балансовой стоимости помещений и зданий.

Что предлагается: в следующем году налог на имущество может быть заменен налогом на недвижимость (в который также будет включен налог на землю), он будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объектов. Во многих случаях кадастровая стоимость зданий и помещений в разы превышает балансовую. Поэтому эксперты и деловые организации ожидают кратного роста налоговой нагрузки на владельцев таких объектов. Власти планируют повышать ее для физических лиц постепенно. Регионы смогут вводить этот налог по мере готовности до 2020 года. Кроме того, ограничивается максимальный размер роста налога ежегодно: по 20% ежегодно до 2020 года, сообщили РБК в Минфине.

Срок: 2015—2020 годы.

Елена Малышева
Источник: РБК daily 08.07.2014

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
⇑ Наверх ⇑